Двигатель – это устройство для преобразования различных видов энергии в механическую энергию, необходимую для вращения колес автомобиля. На большинстве современных автомобилей применяются двигатели внутреннего сгорания – бензиновые и дизельные. Четырехтактный бензиновый двигатель был изобретен в Германии в 1876 году Николаусом Аугустом Отто. Несколько позже, в 1897 году другой немецкий инженер Рудольф Дизель изобрел двигатель с иным принципом действия. Оба изобретения получили самое широкое распространение в автомобильной промышленности.

Кроме того, в наши дни серийно выпускаются автомобили с электрическими двигателями (электромобили), однако их конструкция пока еще недостаточно совершенна. В последние годы все большую популярность приобретают автомобили с гибридным приводом, оснащенные небольшим и экономичным двигателем внутреннего сгорания и электродвигателем. В зависимости от режима движения, система управления, перераспределяя работу между топливным и электрическим двигателем, добивается максимальной мощности, а также минимального расхода топлива, значительного снижения уровня шума и вредных выбросов в атмосферу.

Для успешной работы двигателю требуется очень многое. Топливо должно поступать в строго дозированном количестве и в строго определенные моменты. Оно должно воспламеняться в конце такта сжатия – не раньше и не позже. Двигателю нельзя перегреваться и переохлаждаться во время работы, а все его трущиеся детали должны тщательно смазываться. Современные дизельные двигатели требуют подачи специально подготовленного воздуха под высоким давлением. За выполнение этих задач отвечают различные системы и механизмы.

Нормальная работа двигателя невозможна, если отдельные его системы неисправны или не отрегулированы. При этом очень часто одна неисправность, которая не была своевременно устранена, тянет за собой букет других. Признаками неполадок в двигателе могут служить посторонний стук или шум, перебои в работе, потеря мощности, перегрев, повышенный расход топлива и масла, пламя и дым из выхлопной трубы и т.п. На современных автомобилях определить неисправности двигателя помогают бортовые диагностические системы. При выявлении проблем на панели приборов загорается индикатор «Check engine» — «Проверь двигатель».

Любой двигатель внутреннего сгорания трудится в крайне тяжелых условиях. Температура в цилиндрах при каждом цикле его работы колеблется от 200 до 2000 градусов, а давление топлива в дизеле достигает 1300 – 2000 атмосфер. Поэтому надежность и долговечность двигателя очень сильно зависит от качественной смазки и полноценного охлаждения. Нормальной считается такая работа двигателя, при которой температура его охлаждающей жидкости поддерживается на уровне 80 – 950С. Моторное масло уменьшает трение между деталями и смывает мельчайшие частицы металлической пыли, образовавшиеся в результате трения. Плохая смазка приводит к ускоренному износу и ухудшению характеристик двигателя. Охлаждающая жидкость отводит от двигателя большое количество тепла. Это необходимо, поскольку при нагреве детали расширяются, деформируются, и это приводит к их заклиниванию, после чего двигатель требует дорогостоящего ремонта. Работа двигателя без масла и без охлаждающей жидкости недопустима даже в течение короткого времени. Также недопустимо замерзание охлаждающей жидкости внутри двигателя в зимний период. Поэтому вместо воды используются специальные незамерзающие жидкости – антифриз и тосол.

Также вы должны знать о том, что разным двигателям требуется разное топливо. Во-первых, недопустимо заливать бензин в дизельный двигатель, так же, как и солярку – в бензиновый. Кроме того, бензина характеризуется октановым числом – чем оно выше, тем выше качество. Октановое число всегда присутствует в названии марки бензина. Заливать в бензобак нужно только тот вид бензина, который указан в Руководстве по эксплуатации. Использование топлива низкого качества приведет к преждевременному выходу двигателя из строя. Но и более качественный бензин, который стоит существенно дороже, не улучшит работу двигателя.

Какими бы горюче-смазочными материалами вы ни пользовались, необходимо помнить, что все они оказывают вредное воздействие на окружающую среду. Попадание нефтепродуктов и других автомобильных жидкостей в почву и воду нарушают баланс растительного и животного мира. Поэтому отработанное масло, тормозную жидкость, электролит, тосол и антифриз необходимо утилизировать. Кроме того, любой автомобильный двигатель выбрасывает во время работы вредные вещества в атмосферу и создает повышенный шум. Эксплуатация транспортных средств, превышающих допустимые нормы вредных выбросов и шума, запрещается.

Помимо экологической опасности, топливо и нефтепродукты легко воспламеняются. Особенно опасен в этом отношении бензин – пожар может произойти от любой искры или от попадания капель либо паров бензина на раскаленные поверхности двигателя. Дизельное топливо воспламеняется гораздо хуже, но при определенных условиях оно становится взрывоопасным.

Важно знать!
При тушении бензина, масел и других нефтепродуктов бесполезны вода и снег. Необходимо всегда иметь под рукой порошковый или углекислотный огнетушитель. Допускается засыпка горящего топлива песком или землей. Можно накрыть его большим куском влажного брезента или плотной несинтетической тканью для прекращения доступа воздуха.

Читайте также