Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется линиями дорожной разметки, а также знаками 5.15.1; 5.15.2; 5.15.7 или 5.15.8.

Расположение транспортных средств на проезжей части

Расположение транспортных средств на проезжей части

При отсутствии знаков и разметки границы полос движения и их количество определяются самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и таких интервалов между ними, которые обеспечат безопасность движения.

Стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева. При этом местные уширения проезжей части, если они есть, не учитываются.

Когда на проезжую часть нанесены линии разметки, двигаться следует строго по обозначенным полосам. Наезжать колесами на прерывистые линии разметки и пересекать их разрешается только при перестроении.

Пересекать сплошные линии разметки (кроме сплошной линии, обозначающей правый край проезжей части) и наезжать на них запрещается.

Также запрещается движение по разделительным полосам, тротуарам и обочинам.

Исключение составляют случаи:

  • движения дорожно-уборочной или дорожно-строительной техники;
  • заезда на тротуар для стоянки (в разрешенных случаях);
  • подъезда по кратчайшему пути к торговым и другим предприятиям, расположенных на тротуарах или около обочин, для разгрузки;
  • движения велосипедистов по обочине при отсутствии велосипедной дорожки.

Во всех перечисленных случаях должна быть обеспечена безопасность пешеходов.

В зависимости от числа полос движения, все дороги делятся на двухполосные, трехполосные и многополосные. Правила расположения ТС на разных дорогах различаются.

Организация движения на дороге, имеющей две полосы

На такой дороге одна полоса предназначена для движения в попутном направлении, а другая — во встречном. Встречная полоса используется также для выполнения обгонов и объезда препятствий.

Эти манёвры (особенно обгоны) представляют серьезную опасность. Поэтому они допускаются только там, где встречная полоса хорошо просматривается вдаль. В местах с ограниченной видимостью выезд на встречную полосу запрещается.

Прерывистая линия разметки посередине проезжей части заменяется в таких местах сплошной линией.

[symple_box color=»red»]
Важно знать!
Выезд на встречную полосу не запрещен, за исключением опасных мест, обозначенных сплошной линией разметки.
[/symple_box]

Организация движения на дорогах, имеющих три полосы

На таких дорогах крайняя правая полоса всегда предназначена для движения в попутном направлении, а крайняя левая — во встречном. С этих полос осуществляется движение прямо и повороты направо.

В зависимости от разметки, нанесенной на проезжую часть, средняя полоса такой дороги может распределяться между встречными направлениями движения двумя способами:

1. Дорога разбивается на чередующиеся участки, на которых средняя полоса поочередно переходит то к одному, то к другому направлению движения, добавляясь к правой полосе. В таком случае встречные ТС отделяются друг от друга сплошной линией разметки, а попутные — прерывистой. Поскольку пересекать сплошную линию нельзя, ТС могут опережать друг друга только на тех участках, где для их направления движения выделено две попутных полосы.

2. Средняя полоса отделяется от крайних полос прерывистыми линиями разметки и совместно используется транспортными средствами, движущимися в обоих направлениях, для выполнения объездов, обгонов, поворотов налево и разворотов. На таких дорогах, несмотря на отсутствие сплошных линий разметки, в любом случае запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, поскольку она предназначена только для встречного движения. Выезжать на среднюю полосу для выполнения обгона или объезда водитель может только после того как убедится, что в данный момент на этой полосе нет встречных ТС. Такая организация движения применяется на тех участках дорог, которые хорошо просматриваются.

Организация движения на дорогах, имеющих четыре полосы и более

На любых дорогах, имеющих 4 полосы и более, запрещается выезжать на сторону встречного движения для обгона или объезда препятствия. Все опережения и объезды должны выполняться в пределах своей половины проезжей части.

Правила расположения на проезжей части многополосных дорог в населенных пунктах и на загородных дорогах различны. Вне населенных пунктов запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Если правая полоса свободна, водители должны двигаться по ней. Настигнув транспортные средства, движущиеся по правой полосе с меньшей скоростью, они могут опередить их по соседней полосе, однако после опережения следует опять вернуться на правую полосу.

Это же требование действует и в населенных пунктах на тех дорогах, по которым разрешено движение со скоростью, превышающей 80 км/ч, либо обозначенных знаками 5.1 или 5.3.

В населенных пунктахна дорогах, имеющих две полосы для движения в одном направлении, водителю разрешается двигаться по любой из них.

Однако при интенсивном движении он может менять занимаемую полосу только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия. Менять полосу с целью опережения других ТС не допускается.

На любых дорогах (как городских, так и загородных), имеющих для движения в одну сторону три полосы и более, крайняя левая полоса предназначена преимущественно для беспрепятственного движения транспортных средств оперативных служб.

Водителям остальных ТС занимать ее без уважительной причины не разрешается.

Уважительными причинами являются:

  • необходимость повернуть налево или выполнить разворот (рисунок а) — для любых ТС;
  • интенсивное движение, когда заняты остальные полосы (рисунок б) — для любых ТС, кроме грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны;
  • необходимость опередить другое транспортное средство — для любых ТС, кроме грузовиков с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонны (рисунки в, г).

Движение безрельсовых транспортных средств по трамвайным путям

Двигаться по трамвайным путям встречного направления всегда запрещено. Движение по трамвайным путям попутного направления разрешается, если они расположены слева на одном уровне с проезжей частью.

При этом выезжать на трамвайные пути и двигаться по ним можно при наличии одной из уважительных причин, а именно:

  • при интенсивном движении, когда заняты все полосы, предназначенные для движения в данном направлении;
  • при необходимости опережения или объезда препятствия, расположенного сбоку от трамвайных путей;
  • при необходимости повернуть налево или выполнить разворот вне перекрестка, либо на таком перекрестке, где отсутствуют знаки и разметка, распределяющие движение по полосам. В этом случае незадолго до манёвра водитель перестраивается на попутные трамвайные пути и поворачивает (разворачивается) с них. Однако при наличии на перекрестке знаков 5.15.1 или 5.15.2 либо разметки 1.18 левый поворот, и разворот выполняются не с трамвайных путей, а с той полосы, которую укажет знак (разметка). Так же следует поступать и при движении прямо — если на перекрестке есть упомянутые знаки (разметка), то двигаться нужно не по трамвайным путям, а по той полосе, по которой знак (разметка) предписывает двигаться в прямом направлении. При отсутствии знаков «Направления движения по полосам» и разметки 1.18 можно продолжать движение прямо не только по любой полосе, но и по трамвайным рельсам.

[symple_box color=»red»]
Важно знать!

При любом использовании трамвайных путей водитель безрельсового ТС должен двигаться по ним и останавливаться на них таким образом, чтобы своими действиями не создавать помех трамваю.

По мере приближения трамвая, ему необходимо уступить дорогу.
[/symple_box]

Расположение на проезжей части тихоходных транспортных средств

Транспортные средства, скорость которых не должна превышать 40 км/ч, или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе.

Перестраиваться левее они могут при объезде, опережении, обгоне (на двухполосных дорогах), а также для перестроения на крайнюю левую полосу перед поворотом налево, разворотом или остановкой на левой стороне дороги там, где такая остановка разрешена.

Поворот на дорогу с реверсивным движением

При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести свое транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей оно заняло крайнюю правую полосу.

Перестроение влево после поворота разрешается только тогда, когда водитель сориентируется в реверсивном движении и убедится, что движение в данном направлении разрешается и по соседней полосе.

Объезд препятствий на дорогах без разделительной полосы

На дорогах с двухсторонним движением при отсутствии разделительной полосы островки безопасности, тумбы и элементы дорожных сооружений (опоры мостов, путепроводов и тому подобное), находящиеся на середине проезжей части, следует объезжать справа, если знаки и разметка не предписывают водителю иных действий.

Дистанция и боковой интервал

Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Величина безопасной дистанции зависит от скорости движения, состояния дороги и транспортного средства, условий видимости и других факторов, которые могут сочетаться друг с другом как угодно.

Поэтому в каждом конкретном случае величина безопасной дистанции будет своей. Водителю постоянно приходится определять, поддерживать и корректировать расстояние до впереди идущего ТС.

[symple_box color=»red»]
Важно знать!

В стандартных дорожных условиях, когда проезжая часть не скользкая, безопасной дистанцией для легкового автомобиля является такое расстояние, которое он преодолевает за 2 секунды.

При быстрой езде это расстояние увеличивается, при медленной — уменьшается. К примеру, на скорости 60 км/ч (16,67 м/с) безопасная дистанция составляет около 33 метров, а на скорости 90 км/ч (25 м/с) — 50 метров.
[/symple_box]

Боковой интервал выбирается так, чтобы исключить столкновение попутных или встречных транспортных средств. В стандартных условиях для обеспечения безопасности движения достаточно поддерживать боковой интервал около 1 метра.

Однако эту величину тоже необходимо корректировать в зависимости от дорожных условий.

Так, боковой интервал необходимо увеличивать:

  • при встречном разъезде на высокой скорости;
  • на скользкой или неровной дороге;
  • при разъезде с длинномерным ТС;
  • когда рядом с вашим автомобилем поворачивает длинномерное ТС, у которого задняя ось всегда смещается к центру поворота, то есть срезает угол.

Читайте также