Неисправности автомобиля бывают самые разные – опасные и безобидные, дорогостоящие и пустяковые, заметные сразу или не видимые до поры до времени. Однако бывает и так, что одна незначительная неисправность приводит к развитию другой, более серьезной, другая – к третьей, и так далее. Иногда из-за не затянутой вовремя гайки приходится разбирать пол-автомобиля и менять дорогостоящие запчасти, повреждения которых вполне можно было избежать. Но при этом на следующий день после такого ремонта не исключена поломка в другом месте, хотя накануне вполне можно было заодно заглянуть и туда, что позволило бы ее предотвратить.
Забота об исправности транспортного средства может столкнуться с двумя крайностями. Одна из них – это ремонт по потребности, который даже не предполагает какой-либо профилактики. Другая крайность – это слишком частые проверки технического состояния, которые отнимают много времени и сил, но редко дают результат, поскольку большинство узлов и агрегатов долгое время работают, как часы. При этом все равно невозможно предотвратить внезапные, то есть непредсказуемые отказы, которые составляют от 5 до 10 процентов всех поломок.
Если придерживаться золотой середины, то состояние автомобиля нужно контролировать через определенные промежутки времени – такие, чтобы эта работа выполнялась не слишком часто, но чтобы за это время наиболее важные системы и узлы не успели выйти из строя. Такой подход привел к созданию системы технического обслуживания – комплекса проверок и ремонтных операций, который выполняется с определенной периодичностью. Оптимальные сроки проведения технического обслуживания устанавливаются опытным путем. У большинства современных легковых автомобилей эти сроки составляют 10 – 15 тыс. км пробега или один год после предыдущего технического обслуживания.
Также опытным путем устанавливается и перечень работ, которые нужно выполнить при том или ином виде обслуживания. Допустим, моторное масло в двигателе подлежит замене через каждые 10 тыс. км, свечи зажигания – через 30 тыс. км, а промывка системы охлаждения требуется через 60 тыс. км. Нет смысла выполнять указанные работы чаще, поскольку это приведет к лишним затратам, но не повысит надежности автомобиля.
Чтобы обеспечить высокую вероятность безотказной работы автомобиля, завод-изготовитель, обобщив накопленный опыт, дает рекомендации по срокам проведения технического обслуживания и перечню выполняемых работ. Эти рекомендации издаются в виде отдельного документа, который называется сервисной книжкой. Она прилагается к каждому автомобилю, сошедшему с заводского конвейера. В дальнейшем работники автосервисов отмечают в ней сроки проведенного технического обслуживания, виды и характер выполненного ремонта, текущие показатели технического состояния, выявленные в ходе диагностирования. Тщательно и своевременно заполненная сервисная книжка является хорошим доводом в пользу покупки подержанного автомобиля у прежнего владельца – она говорит о том, что данный автомобиль эксплуатировался и обслуживался, как полагается.
В последние годы автомобильная промышленность сделала большие успехи в разработке и внедрении систем бортовой самодиагностики. Самые разнообразные датчики непрерывно контролируют многочисленные параметры состояния автомобиля и передают информацию в бортовой компьютер. Обрабатывая поступающие сигналы, он может самостоятельно спрогнозировать срок, когда потребуется вмешательство автослесаря в работу того или иного узла.
Больше того — анализируя данные о техническом состоянии данного конкретного автомобиля, компьютер определяет, через сколько километров пробега наступит оптимальный момент для проведения технического обслуживания, и заблаговременно информирует об этом водителя. Как правило, срок, запланированный по результатам диагностики, наступает позже планового срока, и это позволяет существенно сократить расходы на обслуживание, ремонт и запасные части, не снижая надежности и безотказности автомобиля.